«Париж стоит мессы» произнес Генрих Наваррский, когда женился на Маргарите Валуа, стоя за дверью — гугеноту не было хода в католическую церковь.
Фраза эта стала крылатой, а про собор Парижской Богоматери, где и происходило столь странное бракосочетание, я вам сейчас и расскажу.
Река Сена разделяет Париж на два берега, а посередине находятся два острова, с которых Париж, собственно говоря, и начинался. На одном из них — острове Сите стоит собор Парижской Богоматери.
Надо сказать, что на острове архитектурных достопримечательностей больше, чем жилых зданий, а население состоит преимущественно из туристов, полицейских и юристов.
Начало строительства собора было предпринято еще в 1163 г. и продолжалось более 200 лет. Но и сейчас, спустя восемь веков мощный и величественный собор царит над островом, набережными, рукавами Сены и прилегающими к ней кварталами.
Фасад собора разделен на три части по вертикали пилястрами и на три части по горизонтали галереями, нижняя из которых имеет три глубоких портала. В центральном ярусе находится ажурное окно-розетка, диаметром более 10 метров.
Две башни так никогда и не были завершены, но даже и без шпилей производят грандиозное впечатление. На башни эти можно подняться, и очередь туда летом стоит подлиннее, чем в Лувр.
Скульптор Виолле-ле-Дюк, осуществлявший реставрацию собора в середине 19 века, дал волю своей фантазии и создал удивительный, ирреальный мир химер.
С высоты собора демоны смотрят задумчиво и иронично на раскинувшейся внизу город. Фантастические и чудовищные птицы примостились на выступах стен, фигуры злобных монстров выглядывают из самых неожиданных мест.
Несмотря на толпы туристов, собор действующий, по воскресеньям здесь служат мессы (не забывайте «Париж стоит мессы!»), а иногда устраивают пышные венчания.
Обойдя собор по набережной, можно разглядеть его боковой фасад, который многие (в том числе и я) считают едва ли не более красивым, чем порталы главной площади.
И еще мне безумно нравится оставшейся от Средневековья квартал Ансьен-Клуатр с противоположной от набережной стороны собора. Стоит отойти на какие-то двадцать метров вглубь квартала, как от туристической суеты не остается и следа.
Тихие, полупустынные, извилистые улочки живут своей повседневной жизнью, не имеющей никакого отношения к многоязычной толпе у собора. И только прекрасный Нотр-Дам проглядывает временами в перспективе средневековых строений. Здесь забываешь о времени.
И хочется стоять бесконечно и все разглядывать и разглядывать эту многовековую красоту. Вот уж воистину «Париж стоит мессы«.